Четверг, 02/05/2024, 13:28:27
Приветствую Вас Заглянувший | RSS

Мистика, ужас, тайна

Каталог статей

Главная » Статьи » Интересные статьи » Загадки истории

Зодиак Майя - путь возвращения умерших.


В основе всех религиозных и идеологических представлений
древних майя лежала идея о реинкарнации, то есть постоянном
возрождении душ умерших. Майя, как и остальные народы
Центральной Америки, унаследовали её от своих прямых
предшественников древних ольмеков, "мудрецов", основавших
первые государства на территории современного мексиканского
штата Табаско примерно во 2-ом тысячелетии до н.э.

Все памятники монументальной скульптуры и архитектуры,
создававшиеся в городах-государствах ольмеков и всех
последующих цивилизаций, вплоть до ацтеков, были подчинены
одной единственной цели - передать идею постоянного возрождения
душ умерших. Считалось, что, умирая, человек отправлялся к
своим предкам, в далекую прародину, располагавшуюся в пещерах
где-то на севере. Пирамиды, ставшие характерным признаком
цивилизаций Нового Света, возникли именно как воспроизведение
горы. А помещавшееся внутри пирамиды захоронение становилось
аналогом пещеры прапредков. Наиболее тщательно эта идея была
воплощена в комплексе знаменитого Паленке, где для умершего
правителя внутри пирамиды Храма Надписей был создан саркофаг, к
которому спускался длинный лестничный лабиринт.

Связь между душами предков и живых людей изображалась
буквально: в виде пуповины, веревки для ритуальных
кровопусканий, змеи или даже "душепровода" - так назвали
странную полую трубу, ведшую наверх от саркофага погребенного
правителя к выходу из храма. С ритуальным кровопусканием
связан любопытный обряд, не исчезнувший даже при испанцах. Так
его описывал в XVI веке францисканский монах Диего де Ланда:
"В одних случаях они приносили в жертву собственную кровь,
разрезая уши лоскутками. В других случаях они протыкали щеки,
нижнюю губу или язык поперек с боков и продевали через
отверстие соломинку, что причиняло им сильную боль. Или же
разрезали себе крайнюю плоть, как и уши, лоскутами.

В других случаях они делали бесчестное и печальное
жертвоприношение. Мужчины, принимавшие в нем участие, собирались
в храме, где, став в ряд, делали себе несколько отверстий в
членах, поперек сбоку, и продевали через них возможно большее
количество шнурков, что делало их связанными и нанизанными;
потом они смазывали вытекающей кровью статую демона.
Обряд этот олицетворял постоянную родственную связь внутри
рода и фратрии - племени. В привычном нам, европейцам,
генеалогическом древе разветвляющаяся система родства
характеризуется описательно через отношение к жене или
мужу, а с каждым поколением дедушки все больше удаляются от
внуков.

У древних майя фратрия представляла собой две постоянно
перекрещивающиеся линии двоюродных братьев и сестер. Таким
образом, все ее члены имели единых общих предков. Более того,
через поколение повторялись по женской линии и термины,
jnrnp{lh именовались эти родичи. Так, например, дед по матери,
брат жены, и внук по дочери назывались одинаково: мам. Это же
слово означало и мифического прапредка майя. Термином кик, что
буквально означает "кровь", именовали бабку, сестру и внучку.
Таким образом, можно представить, как все мужчины рода,
именовавшиеся мам, путем нанизывания и смешивания крови
протягивали живую нить связи между собой и далеким
прародителем Мамом. Этим как бы надстраивались и закреплялись
все новые звенья в цепи реинкарнационных воплощений. В отличие
от известных всем поздних вариантов восточных учений,
реинкарнации майя на связывались ни с какими "отработками
карм" и носили нейтральный, чисто генетический характер. Тело
умирало, а высвободившаяся душа отправлялась к прапредкам,
чтобы получить в нужный момент новое назначение. При этом
вместе с душой младенец наследовал социальное положение,
физический облик, психические характеристики и родовое имя
своего предшественника. Вплоть до колониального периода майя
продолжали практиковать обряд своеобразного "крещения",
который существовал у них под названием "родиться снова".

Идея реинкарнации не существовала само по себе. Еще на рубеже
нашей эры в
Мезоамерике была создана целостная Модель Мира, полностью
подчиненная
реинкарнационному циклу. Эта завершенная Модель была изложена
на Совете
мудрецов в 354 г. до н.э., после чего ее начали воспроизводить в
памятниках
всех культурных центров региона. Археологические исследования
показывают, что начало нашей эры, ознаменовало начало
цивилизационного этапа по всей Мезоамерике. На воплощение
этой идеологической концепции
были сориентированы не только создаваемые памятники искусства,
архитектуры, историко-мифологические версии, но и научные
знания и, прежде всего, астрология как ранняя форма
систематизации астрономических явлений. Следует заметить, что
всякая Модель Мира создается, прежде всего, для того, чтобы
осмыслить место человека в физическом познаваемом мире. И майя
не были исключением.

Естественно, что во времени и пространстве первоначальная
версия Модели обрастала различными деталями, дополнениями и
уточнениями. Однако сущность ее была достаточно проста.
Пространство человека делилось на три главных уровня:
пространство живых, пространство мертвых и переходное
пространство. Еще в глубокой древности предки майя полагали,
что мир мертвых находится внизу, под землей. И именно такие
представления нашли самое широкое отражение в памятниках
культуры. Однако развитие человеческой мысли привело к тому,
что местоположение страны мертвых начали определять по
звездному небу, и именно тогда души покойников начали улетать
на небеса. По большому счету, майя не разделяли низ и верх по
отношению к вневременному пространству потустороннего мира.
Но мир мертвых всегда оставался "пространством позади"
человека, что подразумевало, с одной стороны, нижний мир,
p`qonk`c`~yhiq за затылком покойника, а с другой стороны,
это полюс мира как место-антипод по отношению к наблюдаемому
Солнцу. В качестве пространства позади человека "низ" в
дневное время суток был идентичен "верху" в ночное. Судя по
иероглифическим текстам, к концу классического периода у майя
сложилось представление о том, что вниз, в пещерную
прародину, отправляются покойники сразу после смерти и там
проходят очищение. Оттуда души выходят наверх в виде бабочек
или больших мух, называвшихся "глазами погребенных". Но вот,
уже, будучи очищенной и сокращенной до размеров эмбриона,
душа возвращается для возрождения откуда-то сверху - ее
спускает с небес "мистический отец" в виде падающей звезды.
Кстати, в Старом Свете развитие представлений о мире мертвых
шло примерно по той же схеме, однако, встав перед проблемой
раздела мира мертвых на низ и верх, христианство решило
навсегда закрепить первое за "грешными" душами, а второе - за
"чистыми".

С миром живых все было достаточно ясно - здесь вставало и
светило Солнце, существовало пространство, время, предметы,
растения и животные, сам же человек рождался, жил в постоянных
трудах и опасностях, заботился о природе, вступал в брак и имел
детей.
Мир мертвых выглядел несколько иначе. Во-первых, он являлся
антиподом
мира живых - здесь было всегда темно, пространство и время не
существовали. Души мертвых людей и животных вели такую же
жизнь, как и на земле, но с той существенной разницей, что не
знали никаких забот и опасностей и не имели потомства.
Однако наибольшие сложности представляло третье - разделяющее и
соединяющее - пространство между мирами. Изображали его обычно
весьма реалистически - как верхнюю толщу земли с расщелиной,
куда, с одной стороны, падает душа умершего, и откуда
пробивается наружу росток новой жизни. Иногда его представляли
в виде разинутой пасти - ягуара, рептилии или птицы. Однако,
пересечь это пространство душа человека могла, лишь отделившись
от тела, которое навсегда застревало упрятанным где-то в толще
этого уровня или даже оставаясь на территории живых.
Естественно, что чаще всего подобное происходило при смерти
тела. Но иногда душа могла отлучиться во время сна или болезни.
И уже совсем в особых случаях подобное могли проделать
избранные колдуны, жрецы и нагуали - с помощью специальных
приемов и средств, например, используя психоделики. Как
правило, для пересечения этого опасного пространства
требовались специальные связники. К связникам относились те
представители фауны, образ жизни которых позволял им менять
среду обитания, то есть самостоятельно перемещаться из живого
пространства в мертвое. Таковыми считались насекомые, рептилии,
особенно змеи и некоторые птицы. Одним словом, все те, кто мог
бывать на земле, под землей, в воздухе, кто мог бодрствовать в
ночи. Грозный владыка тьмы - ягуар - был главным очистителем
душ в преисподней.

Важным элементом связи между мирами считалось мировое дерево.
Ecn образ также менялся с течением времени. Корни дерева пьют
девственные воды, выходящие из прародины предков; по ветвям и
стволу души могли подниматься в мир живых. Позже стали
считать, что крона его доходит до Богов верхнего мира.
Олицетворением мирового дерева была гигантская сейба.
Определение сторон света стало одним из первых шагов в
построении Модели Мира. Север у майя расценивался как место
далекой прародины, откуда пришли прапредки. На языке майя север
назывался шам-аан - "исчезающий позади". Любопытно, что так
называлось и созвездие Малой Медведицы. Именно с этим
исчезающим позади местом и связывалось расположение "того
мира", антипода реального, куда попадают души умерших и откуда
они в очищенном виде появляются для реинкарнации.
Примечательно, что юг у майя назывался ма-хо, что означает
"большой вход". То есть оба эти названия как бы указывали на
положение человека в неком пространственно-временном
континууме. Восток, откуда появляется Солнце, древние майя
связывали с идеей жизни и возрождения, а запад примыкал к миру
мертвых.
Модель Мира - это гармония жизненного цикла человека в
пространстве и времени. Именно поэтому познание жизненного
пространства у всех народов активно дополнялось изучением
звездного неба. В первую очередь на небе древние выделяют
Солнце, Луну, Млечный Путь, планеты и пояс
Зодиакальных созвездий.

Как известно, Зодиакальный пояс является как бы дорожкой на
небе, по которой постоянно движутся вышеупомянутые светила.
Поэтому для всех народов мира - в том числе и для майя -
Зодиакальные дома имели особое значение. Однако, в отличие
от цивилизаций Старого Света, древние мезоамериканцы сумели
воплотить в своем видении звездного неба всю гармонию
собственной Модели Мира, основанной на реинкарнационном
цикле человека. Главным небесным ориентиром для древних
мексиканских мудрецов стал Млечный Путь - эта яркая на
ночном небе неровная светящаяся полоса, формой напоминающая
рептилию с разинутой пастью. Майя называли Млечный Путь
тамкас "середина сферы".
Но Млечный Путь вызывал не только астрономический
интерес. Древние обитатели земли наблюдали удивительное
сочетание явлений: сияющий Млечный Путь делил пополам
ночное небо, соединяя его с Землей. А когда наступал
рассвет, на "хвосте" Млечного Пути появлялось Солнце.
Понятие дуальности мироздания представало во всех своих
ипостасях: на смену ночной тьме приходил свет дня; на
смену зимнему сезону приходил летний; определялись правая
и левая симметричные половины небесного купола;
осознавалось деление наверх и низ, и вместе с тем
возникал образ соединения Земли с небом, что и породило
идею мирового дерева. Направления Млечного Пути в
равноденствие и солнцестояние создали образ
перекрещивающихся координат сторон света. Так
вырисовывается идея противопоставления мира реального и
потустороннего, жизни и смерти. Кроме того, для майя
Lkewm{i Путь был Творцом всего сущего, создателем жизни и
смерти, праматерью и праотцом одновременно, поскольку
состоял из сливающихся вместе "мужского и женского
потоков". Он был дорогой, по которой мертвые уходили к
далеким предкам и возвращались для возрождения.
Отождествляя по внешним признакам космический феномен с
реальностью окружающей жизни, майя назвали его Ицамна -
"Небесный Кайман".

Значение Млечного Пути как Творца подтверждает и вся звездная
карта майя в качестве Модели Универсума. Млечный Путь - путь
умерших в пространстве от сотворения к реинкарнации - делил
Зодиакальный пояс на две неравные половины: между созвездием
Гремучей Змеи (Тельцом), и на другом конце - созвездием
Летучей Мыши (Змееносцем). Таким образом, слева от Летучей
Мыши (центра Галактики) по часовой стрелке располагались
созвездия Кабана (Стрелец), Оленя (Козерог), Обезьяны
(Водолей), Ягуарихи с близнецами (Рыбы), Белки (Овен). Все эти
млекопитающие однозначно относятся к жизненной сфере человека.
По другую сторону пояса - справа и против часовой стрелки от
Летучей Мыши - расположены созвездия, так называемых
"связников" между мирами - птицы рептилии и насекомые: Лягушка
(Скорпион), Попугай (Весы), Пернатый Змей (Дева); Сова (Лев),
Скорпион (Рак). Черепаха (Близнецы) и Гремучая Змея (Телец).
В Зодиакальном круге Млечный Путь своим "хвостом"
накладывается на стык созвездий Близнецов и Тельца, выходя на
вклинивающееся в зодиакальный пояс созвездие Ориона. "Голова
рептилии" ложится на Стрельца. Змееносца и частично Скорпиона.
Его часть в созвездии Змееносца (Летучей Мыши) - это раскрытая
пасть, созданная контурами галактических облаков. У многих
народов - как и у древних майя - эти темные пятна
символизировали тайный вход во Вселенную. Летучая Мышь -
существо, олицетворявшее самое мистическое созвездие
Зодиакального пояса - одновременно была млекопитающим,
обладала крыльями, вела ночной образ жизни и обитала в пещере-
прародине.

Разделение на подобные половины отнюдь не было случайным - мир
"связников" оказался на половине Малой Медведицы - северного
полюса мира, олицетворявшего собой "оставшийся позади" мир
мертвых и справа от созвездия Летучей Мыши. Мир живых
находился, естественно, с противоположной стороны от Млечного
Пути - там, где в день весеннего равноденствия встает Солнце,
слева от Летучей Мыши.
Подобное деление звездного неба соответствует и разделению
функций полушарий головного мозга - в правом у нас память
прошлого опыта, а левое радостно встречает новизну будущего.
Древние жители Мезоамерики изображали Малую Медведицу в виде
перевернутого сосуда, из которого льется вода. Эта вода
считалась девственной и священной, поскольку была связана с
далекой прародиной. Для проведения таких обрядов, как
крещение, инициации, свадьбы, девственную воду собирали особо,
не прикасаясь к ней руками, - в естественных углублениях
камней или деревьев в труднодоступной сельве или же в глубине
oeyep. Так на материальном уровне происходило прикосновение к
Космосу. Как уже упоминалось, в древней Америке сложился
комплекс понятий мистического соединения и зеркального
взаимоотражения Космоса и подземной сферы, например пещеры,
считались воплощением Млечного Пути как Творца всего сущего.
Спускаясь в пещеры к прапредкам, душа умершего возносилась по
Млечному пути.

Однако зодиакальная Модель Мира майя включала в себя не только
сведения по астрономии, описанию антропосферы и жизненного
цикла человека - она отражала также и социальную структуру
общества.
Именно двойственность Млечного Пути послужила прообразом
Мирового
дерева, которое в изображениях майя иногда появляется в виде
сплетения двух змей. Такое "змеиное" дерево было символом
единства племени из двух фратрий и перекрестно-кузенной системы
родства, о которой мы говорили в начале статьи. Головы рептилий
при этом располагались у пьющего девственную воду корня, а
туловища одновременно являлись ветвями тыквенного дерева с
плодами вместо хвостов.
Старейшим главой фратрии был Дух-Улитка, изображавшийся в
виде беззубого старика, вылезающего из раковины. Пространство
пещеры предков отождествлялось с пространством завитков
раковины, что странным образом вновь приводит нас к Млечному
Пути, поскольку центр Галактики представляет собой...
скрученную спираль! Пространством Духа-Улитки заведовала
Летучая Мышь - но ведь именно дом созвездия с этим названием
приходится на область галактического ядра! Но, как майя
сумели придти к созданию подобной Модели, остается для нас
пока тайной.
Создав на звездном небе Модель Мира, майя постоянно пытались
отразить ее и на земле. Для этого служил культ пещер, как
естественных, так и искусственных, часто встречающихся в этом
регионе. Кроме того, эту Модель они воплощали не только в
памятниках архитектуры, но и для ориентировки в географическом
пространстве.
Так, например, в колониальных хрониках Млечный Путь упоминается
как
"живая веревка", соединяющая по небу города Ушмаль, Чичен-Ица,
Коба и Тулум. Таким образом, эта "веревка" пересекает
полуостров Юкатан с Востока на Запад примерно по 20-й широте,
что совпадает с положением Млечного
Пути в день летнего солнцестояния. Но хроники не упоминают, что
если продолжить эту линию, то крайней точкой на западе
полуострова становится уходящий в море остров Хайна - странный
гигантский некрополь, оказывающийся под созвездием Летучей
Мыши. Другая "живая веревка" пересекала зону майя через города
Копан. Уканаль, Тикаль, Калакмуль. Это направление совпадает с
направлением Млечного Пути, максимально приближенным к оси Юг-
Север. Но если продолжить эту прямую, то мы вновь попадаем на
мистический некрополь острова Хайна! И если под тем же углом мы
переместим прямую на запад, то соединим древний центр Монте-
Альбан с Теотиуаканом, а, продолжив ее, окажемся в древних
oeyep`u каньона Гран Чако в Нью-Мексико, где, судя по всему, и
находилась легендарная неолитическая прародина предков майя. И
это направление нам укажет
Млечный Путь, разделивший Зодиакальный круг на две не совсем
одинаковые половины.

Г.Ершова

Категория: Загадки истории | Добавил: Mina (24/01/2009)
Просмотров: 2323 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Виктор  
Вам "отлично" от учителя МОУ СОШ №17 со стажем работы 28 лет.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Присутствуют: 1
Незнакомцы: 1
Свои: 0