Нейрофизиологи из университета Нью-Йорка выяснили, что содержание
кинофильма и индивидуальная манера режиссера может "брать под контроль"
мозговую активность зрителей, заставляя их следовать за событиями на
экране. Как говорится в исследовании, опубликованном в журнале
Projections: The Journal for Movies and Mind, изучение активности мозга
зрителей во время просмотра фильма показало, что некоторые фильмы
вызывают одинаковые реакции в мозге разных людей. По мнению
авторов статьи, их работа поможет создать систему количественной
нейрофизиологической оценки кинокартин, что может быть полезным как
киноиндустрии, так и для дальнейшего изучения мозга человека.
Ученые использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для
контроля активности мозга зрителей во время просмотра фильма и один из
типов корреляционного анализа для выяснения степени сходства процессов
в мозге. "Некоторые фильмы могут вести многих зрителей через
череду схожих эмоциональных состояний. Это удержание сознания приводит
и к сходству в активности мозга - и высокой степени корреляции - у
большинства зрителей. Напротив, другие фильмы - намеренно или
ненамеренно - менее сильно контролируют реакции зрителей. В этом
случае, как мы ожидаем, сходство в мозговых процессах будет меньшим", -
говорится в статье. В эксперименте исследователи показывали
группе добровольцев три фрагмента: получасовой отрывок из ленты Серджио
Леоне "Хороший, плохой, злой", эпизод из телешоу Альфреда Хичкока "Бах!
ты убит" и одну из серий комедийного сериала Ларри Дэвида "Умерь свой
энтузиазм". Результаты томографии показали, что сходство
реакций наблюдалось в неокортексе - отделе мозга, ответственном за
восприятие, однако степень этого сходства различалась в зависимости от
фильма. Эпизод телешоу Хичкока вызвал сходные реакции у всех
зрителей: более 65% неокортекса реагировали одинаково, что указывает на
большую степень контроля сознания. Несколько меньшая корреляция (45%)
наблюдалась при показе фрагмента картины "Хороший, плохой, злой". Самая низкая степень сходства в мозговой активности была при просмотре эпизода комедийного сериала - 18%.
"Наши данные показывают, что достижение плотного контроля мозга
зрителей во время фильма требует, в большинстве случаев, намеренного
выстраивания специфической конструкции сюжета с помощью эстетических
средств", - пишут авторы статьи. "Тот факт, что Хичкок
способен оркестровать реакции мозга, "включая" и "выключая" в один и
тот же момент у всех зрителей, может дать нейрофизиологической
доказательство его знаменитой способности манипулировать сознанием
людей", - говорится в статье. Вместе с тем, исследователи
подчеркивают, что отсутствие сходства в активности мозга не означает,
что зрители не следят за событиями на экране: "Измерение корреляции
указывает только на способность режиссера вызывать сходные реакции у
зрителей". "Сходство активности мозга у зрителей, или высокая
степень корреляции, может рассматриваться как знак того, что зрители
воспринимают фильм сходным образом. Различия в мозговой активности...
могут говорить о меньшей заинтересованности в поступающей информации
или же о том, что события на экране могут по-разному "обрабатываться",
- говорится в статье. По мнению авторов исследования, их
работа открывает путь к слиянию двух столь разных дисциплин, как
нейрофизиология и изучение кинематографа, в единую науку -
"нейрокинематографику" ("neurocinematic" studies).
|