Старая
персидская легенда рассказывает,
что благородные камни -
творения Сатаны,
который, заметив, что Ева любуется пестрыми цветами,
растущими в райских садах, дал им великолепные краски созданиям земли,
дабы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазны.
Более прозаично
их геологическое происхождение
- благородные
минералы образовались в
результате химических процессов,
происходивших
в период формирования
земной коры. Уже
в древнейшие времена они
служили
украшениями, а их
блеск и окраска
возбуждали удивление и
восхищение. У каждой эпохи были свои излюбленные
благородные камни.
Египтяне
охотно носили украшения из
изумрудов, бирюзы, аметистов,
горного хрусталя.
Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры.
Семирамида, клеопатра и
другие царицы древних
времен обожали
жемчуга.
Мода ренесанса и
барроко отдавала предпочтение
цветным
благородным каменьям:
рубинам, сапфирам, топазам.
Туалеты дам
и кавалеров эпохи роккоко сверкали бриллиантами. И,
наконец,
эпоха романтизма открыла
красоту полудрагоценных камней:
гранатов, опалов,
аквамаринов и хризолитов. Ювелиры периода SECESSII
делали красивые и
оригинальные броши, ожерелья и браслеты,
усыпанные
красноватыми сердоликами, зеленым "кошачьим
глазом" или переливающимися
молочно-голубыми блеском лунными камнями (селенитами).
Впрочем, выбор
той или иной
драгоценности зависел не только от
вкуса ее обладателя.
С благородными камнями
были связаны
разнообразнейшие
суеверия и верования.
Камень был не
только
украшением, но и
талисманом, приносящим счастье, амулетом, охраняющим
от болезней и бед, а иногда и признаком профессии.
Астрологи
утверждали, что каждый драгоценный
камень принадлежит к
определенному
знаку зодиака. Потому-то
люди, родившиеся в
данном
месяце, должны носить кольца с соответствующим камнем ношение камня не
соответствующего
знаку зодиака, под
которым родился его обладатель,
должно было оказать дурное влияние на его судьбу.
Некоторые камни
особенно рекомендовались людям
определенных
профессий: моряков
от опастностей морских плаваний охранял
изумрудруд,
турмалин был камнем художников, аметист - духовных лиц.
Также в
различных житейских ситуациях
хорошо было обладать
подходящим камнем-талисманом.
В эпоху
ренесанса новобрачные обменивались
кольцами с изумрудами,
т. к. эти камни
должны были обеспечить постоянное чувство. А лунные
камни
преодолевали любовные препятствия.
Игрокам благоприятствовали
александриты,
а беременным женщинам
- изумруды. Также широко было
распространено
поверие в лечебные
свойства драгоценных камней.
В
средние века золотых
дел мастеру приходилось
быть не только
ремесленником
и купцом, но
также иногда и врачом, который в случае
надобности
умел подобрать для
своих клиентов камень, помогающий
при
различных телесных и духовных недомоганиях.
Еще в XVIII
веке польская шляхта, очень любившая
богатые наряды и
украшения, верила что:
- 2 -
аметист -
оберегает от пьянства,
карбункул -
примиряет друзей,
хризолит - отгоняет
ночные кошмары,
коралл -
хранит от молнии,
гранат -
веселит сердца,
топаз -
усмиряет гнев,
сапфир -
защищает женщину от клеветы.
Все это
старательно отметил в
своем дневнике французский
путешественник.
Ношение драгоценностей, кроме
того, подчинялось
правилам
хорошего тона. Г_р_а_н_а_т_ы, ж_е_м_ч_у_г,
б_и_р_ю_з_у
считали подходящими для молодых девиц.
Незамужней женщине, независимо
от возраста, неподобало носить б_р_и_л_л_и_а_н_т_ы. Непрозрачные
камни
- а_г_а_т, о_н_и_к_с
или х_р_и_з_о_б_е_р_и_л_л - были
единственным
допустимым украшением траурной
одежды.
|